Значение дыхательной гимнастики в лечении бронхита

При лечении бронхита желательно не обходится одним только медикаментозным лечением. Организму следует помочь. Для этого существует несколько способов.

Наряду с различными ингаляциями, народными методами лечения заболевания, оказать помощь может дыхательная гимнастика при бронхите.

Благодаря ей облегчается процесс отхождения мокроты, нормализуется циркуляция воздуха в легких. Освоить ее несложно, главное — учесть несколько обязательных требований.

Дыхательная гимнастикаТакая гимнастика положительно действует на работу не только органов дыхательной системы, но и всего организма в целом. Для детей подобные упражнения полезны еще и с точки зрения развития дыхательной мускулатуры. Их стоит делать и в качестве профилактики различных заболеваний, связанных с органами дыхания. Они вполне эффективны при обструктивном и хроническом бронхите. Если упражнения делать с соблюдением всех требований, от них не будет никакого вреда, только польза.

Правила выполнения дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения при бронхите необходимо выполнять в хорошо проветренном помещении, при комфортной температуре воздуха примерно 20-22 градуса выше нуля. Д

елать это можно в любом положении: сидя, стоя или лежа, главное — держать спину прямой, а плечи расправленными.

Основные правила одинаковы для детей и взрослых очень просты и включают в себя следующие пункты:

  • первый вдох энергичный, сильный, резкий — через нос;
  • Выполнение упражненийпервый выдох спокойный, медленный — через рот;
  • второй вдох такой же резкий, но уже через рот;
  • второй выдох, соответственно, свободный, спокойный через нос;
  • чередование соблюдается после каждого вдоха/выдоха;
  • ритм вдоха/выдоха сопровождается счетом и соответствует ему.

Существуют иные вариации и методики, с каждой из которых надо знакомиться отдельно. Большую пользу гимнастика при бронхите приносит, если сочетается с занятиями ЛФК (лечебная физкультура). В этом случае физические упражнения, совершаемые ритмично под счет, сопровождаются вдохами и выдохами, совершенными по указанным выше правилам, способствующим интенсивному наполнению легких кислородом. Курс дыхательной гимнастики является вспомогательным средством при лечении бронхита и должен составлять 2-3 недели при режиме выполнения: 10-15 минут дважды в день.

Внимание! Существуют противопоказания для ЛФК, например, легочная недостаточность, кровохарканье и др. Прежде чем приступить к занятиям, надо получить разрешение врача!

Самым характерным и изнуряющим симптомом данного заболевания является кашель, который сопровождается отторжением мокроты.

Выполнение упражненийБольшинство средств и препаратов, назначаемых в этом случае, направлены на ее разжижение, отхаркивание и т.д. Дыхательная гимнастика при бронхите как раз способствует более интенсивному отторжению мокроты и, соответственно, избавлению от симптома. Особенно это важно для ребенка, чей организм с большим трудом справляется с этой задачей. Часто дыхательные упражнения проводятся в комплексе с ЛФК для того, чтобы усилить их положительный эффект.

Существует множество методик дыхательной гимнастики, которые включают в себя различные движения, требования к ритму, положению тела и т.д. Независимо от того, какой эффект позиционирует каждая из них, все они имеют следующее значения:

  • Зеленая галочкапомогают в работе легких;
  • укрепляют дыхательную мускулатуру ребенка и взрослого;
  • предупреждают заболевания органов дыхательной системы;
  • помогают при обструктивном и хроническом бронхите.

Однако приступать к занятиям следует только после того, как пройдет острая фаза заболевания, нормализуется температура, особенно это важно при лечении бронхита у детей.

Роль дыхательных упражнений и ЛФК

На первый взгляд может показаться, что такие упражнения не способны существенно повлиять на состояние организма и, тем более, помочь справиться с серьезным заболеванием. Однако это ошибочное мнение. Дыхательная гимнастика и ЛФК:

  • Выполнение упражненийулучшают газообмен;
  • повышают тонус;
  • улучшают эффект медикаментозного лечения;
  • способствуют отторжению мокроты;
  • помогают восстановлению эластичности тканей;
  • улучшают кровообращение.

Необходимо придерживаться системы при занятиях ЛФК и дыхательной гимнастикой. Редкие, бесструктурные, хаотичные занятия не дадут высокого результата. Если же заниматься этим системно и серьезно, под руководством профессионального инструктора, можно решить следующие задачи:

  • повысить иммунитет;
  • Больные легкиеукрепить дыхательную мускулатуру;
  • снизить вероятность негативных изменений в бронхах и легких;
  • повысить сопротивляемость организма;
  • предупредить возможные осложнения;
  • восстановить проходимость бронхов.

Их этого следует, что в сочетании с терапией, ЛФК может не только снизить риск повторного заболевания бронхитом, но и предупредить возникновение многих других проблем. Особенно это полезно для детей, которым подобные занятия могут помочь не только вывести мокроту, но и избежать в будущем систематических заболеваний органов дыхания и не только.

Полезно начинать дыхательную гимнастику с дренажного массажа спины, особенно в период заболевания бронхитом. Это способствует более быстрому и легкому выведению мокроты, а соответственно, освобождению бронхов и нормализации их работы.

Не стоит откладывать занятия, даже если в текущий момент болезнь отступила. Напротив, стоит приложить все усилия для того, чтобы она не только не вернулась, но и не перешла в хроническую форму.

Знак восклицанияЕсли бронхит возник однажды, значит, имеются сбои в работе иммунной системы и органов дыхания, а они не пройдут вместе с кашлем. Наоборот, заболевание надо рассматривать как сигнал и своевременно принимать меры. Тем более ЛФК не имеет никаких негативных последствий ни для взрослых, ни для детей.

Следует знать, что занятия должны проводиться под контролем специалиста, имеющего медицинское образование и соответствующую лицензию, т.к. несмотря на кажущуюся простоту, такие упражнения требуют довольно глубоких анатомических знаний и ясного представления процессов, протекающих в организме, на которые оказывается воздействие в результате процедуры.